Положение обязывает!

«Кубанское вино – это кровь родной земли», - так о солнечном напитке говорит Петр Евгеньевич Романишин, генеральный директор ОАО АПФ «Фанагория». Редакция НК побывала на производстве и побеседовала с руководителем одного из крупнейших винодельческих предприятий России.

nebo1416 

Немногие знают, что по преданию, после всемирного потопа Ной высадил свой первый виноградник на кавказской земле. Неслучайно этот регион называют колыбелью мирового виноделия, а Кубань - главным винодельческим регионом страны. Ее почвенно-климатические условия уникальны и разнообразны. Так, на 45-й географической параллели, на широте знаменитой во всем мире французской провинции Бордо расположен Таманский полуостров. Вино в этом регионе каштановых черноземов делают уже 2600 лет, и именно здесь более полувека назад, на земле античного города Фанагория было основано винодельческое предприятие, с одноименным названием. Удивительное место на карте России, древнейший регион «двух морей», где история и духовная культура десятков народов ощущается в каждом клочке земли. «Ни один мастер не найдет ничего, что здесь можно было бы убавить или прибавить, она вся – как цельный музыкальный аккорд», - писал Григорович о «Тамани», повести Лермонтова, - пожалуй, тоже самое можно сказать и о винах Фанагории.

О принципах истинного виноделия Петр Романишин говорит так: «В каждой бутылке незримо присутствует совесть и честь. Это идет от человека, который идеологически заряжает свой коллектив, и частица сердца каждого, кто работает с виноградом, есть в вине. Ну и, конечно, обязательно неукоснительное соблюдение технологий и правил, принятых во всем цивилизованном винном мире. Необходимо располагать современным технологическим оборудованием, вино должно быть из хорошего сорта винограда, правильного клона, воспитания и урожайности». Понимание технологии виноделия, глубокое уважение и любовь к этому труду у Петра Евгеньевича с детства, в его семье доброй традицией всегда считался сбор урожая. «Съезжалась вся родня, мы собирали в среднем 800-1000 килограмм, получалось около 400 литров домашнего вина. Я был непосредственным участником процесса выращивания винограда, ухода за ним и производства вина», - рассказывает Петр Евгеньевич. Сегодня он приобщает к любимому делу и своего сына: «Помимо того, что в сезон на предприятии он изучает технологии, процесс производства, в сезон я привожу домой виноград и мы всей семьей, своими руками производим вино. В среднем выходит где-то бутылок 50. Очень хочется показать сыну подходы, технологию работы с виноградом, открыть для него этот удивительный мир. Но выбор профессии, конечно, будет за ним».


nebo1416_0

«Noblesse oblige - положение обязывает» - девиз «Фанагории». Собственные виноградники занимают площадь более 2 500 га, на предприятии осуществляется полный цикл виноделия - от производства саженцев до переработки винограда, воспитания вина и системы дистрибьюции. Приоритет в работе компании - высокое качество. Терруарные вина  получают первые места в профессиональных конкурсах и дегустациях, им дают высокую оценку ведущие мировые эксперты. Сегодня продукция предприятия поставляется в большинство регионов России и за рубеж. «Природа дала кубанской земле все для того, чтобы здесь рождалось хорошее вино. Она богаче, чем многие европейские земли. Растения – как дети. Если  они получают лучшее питание, то вырастают гармоничными, здоровыми, многогранными. У нас все условия для этого есть! Считаю совершенно неправильным, когда наши официанты, сомелье, предлагают клиенту зарубежное вино, если есть возможность предложить кубанское. А ведь нашей продукцией стоит гордиться. Она близка нам с вами, поскольку родилась на нашей земле, и каждая проданная бутылка вина возвращается инвестициями отечественному  производителю - в оплату труда виноградаря, винодела, каждого, кто принимал участие в ее создании. Мы все живем здесь и должны быть патриотами в хорошем смысле этого слова. А кубанские виноделы должны поддерживать друг друга, реальными делами улучшать имидж своей продукции», - считает Петр Романишин.  Необходимость формирования потребительского спроса на хорошее российское вино в нашей стране, конечно, очевидна. Сегодня мы имеем явный рост сегмента рынка вина от 150 до 300 рублей. И здесь открываются перспективы для кубанских виноделов — заменить столовый импорт из дальнего зарубежья достойными сортовыми винами нашего производства.

nebo1416_3 

Сейчас много говорится о выделении географических зон и их названий для вина и виноделия, а так же о  создании в России системы, подобной европейской апелласьонной. Противники такого подхода приводят доводы, что уникальных районов нет, нет вин, в которых отображаются особенности терруара. Сторонники утверждают, что у каждого региона свой стиль, есть редкие вина, даже существуют сорта, которые пока растут только в том или ином месте. В отечественном ГОСТе понятие «географические наименования» существует, но виноделы считают, что оно не соответствует в полной мере почвенно-климато-сортовым особенностям. Сейчас регионы виноделия в России делятся по принципу административных единиц: Ростовская область, Краснодарский край и т.д. Но вино в этих регионах разное не потому, что Ростовская область географически сменилась Краснодарским краем, а потому, что долина Дона, горное Причерноморье или  равнинное Приазовье – территории разные по климатическим условиям и, соответственно, типам почв. Кроме того, они различны и в одном регионе, поэтому следующим шагом должно стать введение микрозон, контролируемых наименований, где будут четко обозначены и сорта, и почвы, и приемы виноградарства. «В настоящее время ведется работа по районированию кубанских вин, - рассказывает Петр Евгеньевич Романишин, -  будет сформировано 4-5 зон, которые позволят более узко характеризовать вина, например, из Азовско-Черноморской зоны (Темрюкский район), Анапы, Геленджика, Крымского района. Задача нашего производства в этих условиях – представить лучшую продукцию в регионе».  Безусловно, система классификации необходима для развития отрасли и создания цивилизованного потребительского рынка. Это поможет потребителю разбираться в российском вине, повысит его общий уровень и имидж.

nebo1416_5 

Ни для кого не секрет, что работу отрасли в настоящее время осложняют два закона – отсутствующий «О вине» и недавно принятый «О рекламе».  Притом, что, по мнению экспертов, последний уже спровоцировал рост потребления крепких спиртных напитков, в то время как закон «О винограде и вине», согласно которому продукция виноделия приравнивается к сельскохозяйственной продукции, принят и работает во всех европейских странах. «Это очень правильный подход – отношение к вину как к продукту, - комментирует Петр Романишин. Например, такие северные страны, как Финляндия, Дания, Швеция, по типу потребления алкоголя веками были схожи с Россией, и неспроста – там, где холодно, организму нужно больше калорий, чтобы согреться. В этих странах в течение 20-30 лет шли госпрограммы, благодаря которым в значительной мере удалось перевести большую часть жителей с крепкого алкоголя на легкое, мягкое натуральное вино. Надеюсь, это удастся сделать и у нас».

Сегодня уровень культуры потребления вина в России гораздо выше, чем это было еще вчера. Тем не менее, говоря о будущем кубанского виноделия, Петр Евгеньевич Романишин отмечает: «За довольно короткий период времени нам необходимо пройти путь, который 30 лет назад проходили Чили, Аргентина, Южная Америка. С развалом Советского Союза все премиальное виноделие, в головах людей, осталось за пределами России. А ломать стереотипы - это далеко не просто и в жизни, и на любом рынке. Наши винодельческие предприятия обладают огромным потенциалом. Но любое направление двигает человек. Особенно если у него есть идея. К счастью, за последние десять лет в отрасли появилась когорта людей, которых можно пересчитать по пальцам, но которые являются настоящими личностями. Это идейные люди. И будущее кубанского виноделия, безусловно, за теми, кто не ставит рентабельность и прибыль во главу угла, а по-настоящему любит достойные качественные вина всем сердцем, и делом всей своей жизни видит его производство». Безусловно, кубанское виноделие достойно признания не только на российском, но и на мировом уровне. Поэтому хочется верить, что вопреки возникающим трудностям, наши производители будут и дальше совершенствовать технологии, расширять линейки, удивляя тех, кто все еще сомневается в качестве наших вин и радовать новыми предложениями тех, кто уже искренне в них влюблен. Думаю, что так и будет, ведь…положение обязывает!

nebo1416_4 

Автор статьи: Марина Лусникова. Автор фото: Алексей Побегайлов. Источник: Журнал «Небо Кубани».

Поделиться в
Анкета соискателя!
Фамилия *
Имя *
Отчество
Телефон *
Эл. почта *
Город проживания *
Желаемая вакансия *