«Кубанское вино – это кровь родной земли», - так о солнечном напитке говорит Петр Евгеньевич Романишин, генеральный директор ОАО АПФ «Фанагория». Редакция НК побывала на производстве и побеседовала с руководителем одного из крупнейших винодельческих предприятий России.
Немногие знают, что по преданию, после всемирного потопа Ной высадил свой первый виноградник на кавказской земле. Неслучайно этот регион называют колыбелью мирового виноделия, а Кубань - главным винодельческим регионом страны. Ее почвенно-климатические условия уникальны и разнообразны. Так, на 45-й географической параллели, на широте знаменитой во всем мире французской провинции Бордо расположен Таманский полуостров. Вино в этом регионе каштановых черноземов делают уже 2600 лет, и именно здесь более полувека назад, на земле античного города Фанагория было основано винодельческое предприятие, с одноименным названием. Удивительное место на карте России, древнейший регион «двух морей», где история и духовная культура десятков народов ощущается в каждом клочке земли. «Ни один мастер не найдет ничего, что здесь можно было бы убавить или прибавить, она вся – как цельный музыкальный аккорд», - писал Григорович о «Тамани», повести Лермонтова, - пожалуй, тоже самое можно сказать и о винах Фанагории.
О принципах истинного виноделия Петр Романишин говорит так: «В каждой бутылке незримо присутствует совесть и честь. Это идет от человека, который идеологически заряжает свой коллектив, и частица сердца каждого, кто работает с виноградом, есть в вине. Ну и, конечно, обязательно неукоснительное соблюдение технологий и правил, принятых во всем цивилизованном винном мире. Необходимо располагать современным технологическим оборудованием, вино должно быть из хорошего сорта винограда, правильного клона, воспитания и урожайности». Понимание технологии виноделия, глубокое уважение и любовь к этому труду у Петра Евгеньевича с детства, в его семье доброй традицией всегда считался сбор урожая. «Съезжалась вся родня, мы собирали в среднем 800-1000 килограмм, получалось около 400 литров домашнего вина. Я был непосредственным участником процесса выращивания винограда, ухода за ним и производства вина», - рассказывает Петр Евгеньевич. Сегодня он приобщает к любимому делу и своего сына: «Помимо того, что в сезон на предприятии он изучает технологии, процесс производства, в сезон я привожу домой виноград и мы всей семьей, своими руками производим вино. В среднем выходит где-то бутылок 50. Очень хочется показать сыну подходы, технологию работы с виноградом, открыть для него этот удивительный мир. Но выбор профессии, конечно, будет за ним».
«Noblesse oblige - положение обязывает» - девиз «Фанагории». Собственные виноградники занимают площадь более 2 500 га, на предприятии осуществляется полный цикл виноделия - от производства саженцев до переработки винограда, воспитания вина и системы дистрибьюции. Приоритет в работе компании - высокое качество. Терруарные вина получают первые места в профессиональных конкурсах и дегустациях, им дают высокую оценку ведущие мировые эксперты. Сегодня продукция предприятия поставляется в большинство регионов России и за рубеж. «Природа дала кубанской земле все для того, чтобы здесь рождалось хорошее вино. Она богаче, чем многие европейские земли. Растения – как дети. Если они получают лучшее питание, то вырастают гармоничными, здоровыми, многогранными. У нас все условия для этого есть! Считаю совершенно неправильным, когда наши официанты, сомелье, предлагают клиенту зарубежное вино, если есть возможность предложить кубанское. А ведь нашей продукцией стоит гордиться. Она близка нам с вами, поскольку родилась на нашей земле, и каждая проданная бутылка вина возвращается инвестициями отечественному производителю - в оплату труда виноградаря, винодела, каждого, кто принимал участие в ее создании. Мы все живем здесь и должны быть патриотами в хорошем смысле этого слова. А кубанские виноделы должны поддерживать друг друга, реальными делами улучшать имидж своей продукции», - считает Петр Романишин. Необходимость формирования потребительского спроса на хорошее российское вино в нашей стране, конечно, очевидна. Сегодня мы имеем явный рост сегмента рынка вина от 150 до 300 рублей. И здесь открываются перспективы для кубанских виноделов — заменить столовый импорт из дальнего зарубежья достойными сортовыми винами нашего производства.
Сейчас много говорится о выделении географических зон и их названий для вина и виноделия, а так же о создании в России системы, подобной европейской апелласьонной. Противники такого подхода приводят доводы, что уникальных районов нет, нет вин, в которых отображаются особенности терруара. Сторонники утверждают, что у каждого региона свой стиль, есть редкие вина, даже существуют сорта, которые пока растут только в том или ином месте. В отечественном ГОСТе понятие «географические наименования» существует, но виноделы считают, что оно не соответствует в полной мере почвенно-климато-сортовым особенностям. Сейчас регионы виноделия в России делятся по принципу административных единиц: Ростовская область, Краснодарский край и т.д. Но вино в этих регионах разное не потому, что Ростовская область географически сменилась Краснодарским краем, а потому, что долина Дона, горное Причерноморье или равнинное Приазовье – территории разные по климатическим условиям и, соответственно, типам почв. Кроме того, они различны и в одном регионе, поэтому следующим шагом должно стать введение микрозон, контролируемых наименований, где будут четко обозначены и сорта, и почвы, и приемы виноградарства. «В настоящее время ведется работа по районированию кубанских вин, - рассказывает Петр Евгеньевич Романишин, - будет сформировано 4-5 зон, которые позволят более узко характеризовать вина, например, из Азовско-Черноморской зоны (Темрюкский район), Анапы, Геленджика, Крымского района. Задача нашего производства в этих условиях – представить лучшую продукцию в регионе». Безусловно, система классификации необходима для развития отрасли и создания цивилизованного потребительского рынка. Это поможет потребителю разбираться в российском вине, повысит его общий уровень и имидж.
Ни для кого не секрет, что работу отрасли в настоящее время осложняют два закона – отсутствующий «О вине» и недавно принятый «О рекламе». Притом, что, по мнению экспертов, последний уже спровоцировал рост потребления крепких спиртных напитков, в то время как закон «О винограде и вине», согласно которому продукция виноделия приравнивается к сельскохозяйственной продукции, принят и работает во всех европейских странах. «Это очень правильный подход – отношение к вину как к продукту, - комментирует Петр Романишин. Например, такие северные страны, как Финляндия, Дания, Швеция, по типу потребления алкоголя веками были схожи с Россией, и неспроста – там, где холодно, организму нужно больше калорий, чтобы согреться. В этих странах в течение 20-30 лет шли госпрограммы, благодаря которым в значительной мере удалось перевести большую часть жителей с крепкого алкоголя на легкое, мягкое натуральное вино. Надеюсь, это удастся сделать и у нас».
Сегодня уровень культуры потребления вина в России гораздо выше, чем это было еще вчера. Тем не менее, говоря о будущем кубанского виноделия, Петр Евгеньевич Романишин отмечает: «За довольно короткий период времени нам необходимо пройти путь, который 30 лет назад проходили Чили, Аргентина, Южная Америка. С развалом Советского Союза все премиальное виноделие, в головах людей, осталось за пределами России. А ломать стереотипы - это далеко не просто и в жизни, и на любом рынке. Наши винодельческие предприятия обладают огромным потенциалом. Но любое направление двигает человек. Особенно если у него есть идея. К счастью, за последние десять лет в отрасли появилась когорта людей, которых можно пересчитать по пальцам, но которые являются настоящими личностями. Это идейные люди. И будущее кубанского виноделия, безусловно, за теми, кто не ставит рентабельность и прибыль во главу угла, а по-настоящему любит достойные качественные вина всем сердцем, и делом всей своей жизни видит его производство». Безусловно, кубанское виноделие достойно признания не только на российском, но и на мировом уровне. Поэтому хочется верить, что вопреки возникающим трудностям, наши производители будут и дальше совершенствовать технологии, расширять линейки, удивляя тех, кто все еще сомневается в качестве наших вин и радовать новыми предложениями тех, кто уже искренне в них влюблен. Думаю, что так и будет, ведь…положение обязывает!
Автор статьи: Марина Лусникова. Автор фото: Алексей Побегайлов. Источник: Журнал «Небо Кубани».